Без категории
-
Дзюба Э.В., Кривова О.З.
Третий урок физкультуры на ледовой арене
Дзюба Э.В., педагог дополнительного образования, Кривова О.З., методист
ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»
Как известно, третий урок физкультуры ввели во всех российских школах, чтобы укрепить здоровье ребят. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия.
Медики пришли к выводу, что заболеваемость детей в последние годы повысилась, прежде всего речь идет об опорно-двигательной системе, и это объективная причина. Субъективной причиной стало также то, что школьный уроки физкультуры во многом неинтересны школьникам.
Поэтому педагоги Ледового дворца спорта «ТРУД» два года назад с интересом приняли классы из ближних школ № 2 и 5 на третий урок физкультуры на ледовой арене. Во время занятий на коньках в работу включаются почти все группы мышц тела, благодаря чему усиливается деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, а также повышается обмен веществ. Катаясь на коньках, учащиеся выполняют большую физическую работу в благоприятных гигиенических условиях. Такие занятия благотворно влияют на организм, укрепляют нервную систему, создают бодрое, жизнерадостное настроение.
Для классов были разработаны специальные короткие образовательные программы из расчета 1 час в неделю.
За основу при составлении программ были взяты упражнения фигурного катания в сочетании с упражнениями из хоккея. Спортивный инвентарь - фигурные и хоккейные коньки, т.к. именно на них ребенок получает более полную возможность легко скользить по дугам, менять направление и фронт скольжения, изменять кривизну дуги.
Дети в ходе занятий должны были освоить: технику катания лицом вперед, спиной вперед, научиться торможению, технике разворота.
Чтобы занятия проходили интересно, в занятия включались игры на льду, различные эстафеты и конкурсы.
Поскольку уровень владение детей техникой катания очень разный , педагоги всегда применяют индивидуальный подход к каждому ребенку. Если ребенок совсем не стоит на коньках и вдобавок боится, то в помощь ему педагог выдает специальный тренажер – ассистент («пингвин», «мишка»). Иногда ребенок в течение нескольких занятий занимается только с ассистентом, и только после того, как начинает самостоятельно перемещаться по ледовой арене, он подключается к одноклассникам.
Очень важным моментом при организации третьего урока физкультуры на ледовой арене является техника безопасности. Ледовые виды спорта являются очень травматичными, и очень важно тренеру каждый раз напоминать детям правила поведения на льду и добиваться неукоснительного их выполнения. Иногда следует удалить расшалившегося ребенка на некоторое время с арены, чтобы остальные дети и он сам понимал, как важно избегать травм.
На ледовой арене температура воздуха обычно около 10 градусов выше нуля, поэтому занятия на льду являются сильным закаливающим средством. Закаливающее действие холодного воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем, вызывает чувство бодрости, свежести. Правда, для этого тренер обращает внимание детей на правильную экипировку, чтобы детям было тепло и легко одновременно.
Главным показателем эффективности третьего урока физкультуры на ледовой арене является увеличение школ, желающих проводить третий урок физкультуры на льду: к школам № 2, 5, присоединяется школа № 4.
Повысилась занятость детей в учебных группах по хоккею и фигурному катанию за счет детей, занимающихся в Ледовом дворце в рамках «третьего « урока физкультуры.
На массовых платных катаниях уверенно катаются, выглядят радостными и счастливыми на фоне неуклюжих родителей и многих сверстников дети, которые на третьем уроке физкультуры на ледовой арене научились уверенно кататься и выполнять некоторые ледовые элементы.
-
Данюк В.М.
Влияние коллектива на формирование личности
юных хоккеистовДанюк В.М., педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»
Хоккей – это командная игра. Результат игры зависит от взаимодействия игроков в пятерках, от слаженности действий всей команды. Влияние коллектива на формирования личности юных хоккеистов многообразны.
Хоккейная команда воспитывает лидеров: в команде есть капитан, помощник капитана. Все лидеры внутри команды могут решать спорные вопросы и конфликты, не дают в обиду более слабых, могут настроить команду (пятерку) на игру. Самые основные вопросы, касающиеся команды, выносятся на общее собрание. Тренер может правильно и тактично использовать возможности детского коллектива в интересах обучения и воспитания юных хоккеистов.
Коллектив приучает спортсмена к дисциплине и организованности. Юный хоккеист старается не опаздывать и не пропускать тренировки и игры, дисциплинированно ведет себя на играх, так как не хочет подводить команду. Если ребенок не дисциплинирован, то происходит нарушение личностных отношений, пятерка вынуждена заменить игрока, и для ребенка это болезненно. Если он дорожит спортом и коллективом, то начнет соблюдать требования.
Юные хоккеисты под воздействием коллектива начинают привыкать трудиться на тренировках и на играх с полной самоотдачей. Те хоккеисты, которые трудятся в полсилы, медленно прогрессируют и со временем отстают от других. Практика показывает, что много талантов не смогли пробиться или закрепиться в большом спорте, потому что им не хватило трудолюбия, характера. В случае, если юный спортсмен откровенно «халтурит», он непременно получит недовольство от своей пятерки или капитана команды. В самом крайнем случае его не допустят на соревнования, а это болезненно и сильно бьет по самолюбию ребенка.
У юных хоккеистов воспитывается желание учиться хорошо, потому что тренер после окончания учебной четверти просматривает школьные дневники, поддерживает связь со школой, родителями. Плохая учеба и плохое поведение может стать предметом осуждения в команде, если известны школьные неуспехи по каким – то предметам конкретных членов команды. Как правило, дети хотят быть успешными в глазах членов своей команды, и опасение оказаться в положении неуспевающих или нарушающих дисциплину заставляет детей улучшать отметки в школе и контролировать свое поведение.
Юные хоккеисты учатся общению в коллективе. Когда они в течение многих лет тренируются и общаются вместе, многие становятся друзьями. Хоккейные команды организуют проведение праздников, мероприятий, общаются в соцсетях, некоторые команды образуют сайты команд. Это все укрепляет сплоченность команды, ребята стремятся проводить вместе свое свободное время. Таким образом формируются товарищеские качества, дружба, взаимопомощь.
Молодые хоккеисты в сравнении с ребятами, которые не занимаются спортом, взрослея, становятся более здоровыми, лучше подготовленными к взрослой жизни. В командах хоккеисты не курят и не употребляют спиртных напитков, наркотиков, так как они знают, что это влияет на работоспособность и если они будут делать это, их могут наказать и отчислить из команды. Команда жестко требует соблюдения спортивного режима.
В процессе тренировок и соревнований юные спортсмены находятся в ситуациях, когда их личное имущество хранится в открытую, возникает соблазн взять чужую вещь. Коллектив резко осуждает воровство и приучает спортсменов к внутренним моральным правилам.
Таким образом, детский коллектив обладает большими воспитательными возможностями. И от умения педагога (тренера) зависит, как правильно он будет использовать эти возможности.
Все вышесказанное зависит от квалификации, опыта и личных качеств тренера, который помогает сделать микроклимат в команде «здоровым».
Чем больше времени проводит хоккеист в команде, тем сильнее на него это коллективное влияние.
Есть ситуации, когда ребенка желательно сохранить в команде. В таких случаях коллективом и тренером уделяется повышенное внимание такому ребенку.
-
Информационная справка
Информационная справка
об участии команды Ненецкого автономного округа
в Российской Любительской Хоккейной Лиге (РЛХЛ)
Российская Любительская Хоккейная Лига (РЛХЛ) была создана благодаря инициативе хоккеистов-ветеранов отечественного хоккея и председателя правительства РФ Владимира Путина.
В январе 2012 года во многих регионах России стартовали зональные турниры (Ночная хоккейная лига), по итогам которых выявлялись финалисты и будущие участники фестиваля, который прошел в Москве в мае 2012 года. Соревнования проходят с целью развития и популяризации хоккея в России, привлечения к активным занятиям хоккея детей, подростков, молодежи и других категорий населения. Общее руководство проведением соревнований осуществляет правление Российской Любительской Хоккейной Лиги.
Президентом РЛХЛ является двукратный Олимпийский чемпион, 7-кратный чемпион мира и Европы, заслуженный мастер спорта Александр Сергеевич Якушев. В правление РЛХЛ входят олимпийские чемпионы, чемпионы мира и Европы, заслуженные мастера спорта Александр Кожевников, Алексей Касатонов, Вячеслав Фетисов, Виктор Шалимов, Алексей Гусаров, Александр Могильный, Юрий Шаталов, Владимир Мышкин, Сергей Макаров, Николай Макаров, Валерий Каменский, Юрий Ляпкин, Владимир Лутченко, Александр Голиков, Владимир Голиков, Андрей Коваленко, Сергей Бабинов, Ирек Гимаев.
Главной особенностью этих соревнований является участие в них хоккеистов в возрасте 40 лет и старше, никогда не игравших в своей жизни в командах мастеров и командах специализированных хоккейных школ.
РЛХЛ разбита на девять зон. Заниматься организацией соревнований будут представители РЛХЛ в регионах и федеральных округах. Курировать зоны станут знаменитые хоккеисты-ветераны. Решено, что курировать Северо-Западный федеральный округ будут Андрей Коваленко и Владимир Голиков.
Ночная хоккейная лига – это проведение отборочного этапа (I этапа) всероссийского фестиваля по хоккею среди любительских команд в своём регионе (Ненецком автономном округе). Участвует 6 команд игры пройдут в 4 круга по регламенту. Команда победитель в регулярном сезоне представляет округ в Финальном этапе Фестивале в городе Сочи в 2013 году.
В октябре 2012 года Ненецкий автономный округ зарегистрировался в «Ночной хоккейной лиге», официальный представитель - педагог дополнительного образования Ледового дворца спорта «ТРУД» Дзюба Эрнест Валерьевич.
В нашем регионе разработан регламент проведения Отборочного (I этапа) Всероссийского фестиваля по хоккею среди любительских команд в Ненецком автономном округе городе Нарьян-Маре, который пройдет с января 2013 года по апрель 2013 года. Создан сайт для отслеживания информации о проведении матчей и их результатов.
-
Будылина О.А.
Привлечение родителей к подготовке детей к новому сезону в летний период.
Будылина Ольга Алексеевна, педагог дополнительного образования,
ГБОУ ДОД НАО «Ледовый дворец спорта для детей и юношества «ТРУД»
Фигурное катание – это один из самых ярких, красивых, завораживающих, и одновременно, очень сложных видов спорта, требующий от спортсмена многогранной и многосторонней подготовки. Особую сложность в данном виде спорта придает то обстоятельство, что навыки катания на льду требуют от организма развитие определенных качеств, (чувство льда, чувство конька, чувство реберности, колоссального развития вестибулярного аппарата, координации движений, сильного самоконтроля всего организма и своих ощущений). К сожалению, они быстро утрачиваются, т.к. не физиологичны для нашего тела. Только многочасовые тренировки, чередующие занятия на ледовой арене и в зале, позволяют этим навыкам развиваться и совершенствоваться.
Подготовка спортсменов сильно усложняется тем, что дети севера уезжают на отдых, к солнечным лучам, в начале лета и возвращаются только к сентябрю месяцу. 3 календарных месяца выпадают из работы. И к началу учебного года, многие спортсмены не только теряют спортивную форму, но и утрачивают свои приобретенные ледовые навыки по истечению длительного времени.
Жаль детей, время и собственных усилий, которые были потрачены на многочасовые тренировки, т.к. новый год приходится опять начать с «нуля».
Чтобы минимизировать эти потери, у меня возникла идея привлечь родителей, которые проводят отпуска с детьми, в качестве своеобразных тренеров-помощников. Дело в том, что родители детей, занимающихся фигурным катанием, в абсолютном большинстве в течение года присутствуют на всех тренировках, где они видят и понимают специфику требований, При определенном объяснении со стороны тренера, родители более полно могут представить, что необходимо делать их детям для поддержания формы, для освоения определенных элементов фигурного катания.
В этих целях я провела специальную тренировку на льду младших детей со старшими, где присутствующие родители увидели, что предстоит их детям освоить в новом сезоне, к чему они должны стремиться. Их внимание было заострено на подготовительные упражнения и правильность выполнения элементов. Затем дети и родители перешли в хореографический зало, в котором они были ознакомлены с элементами упражнений и целостным выполнением. Дети выполнили специальную суставную гимнастику, развивающую и укрепляющую суставы, опорно-двигательный аппарат, формирующую осанку - упражнения на все группы мышц, -мышцы ног, начиная со стопы, спины, пресса, мышц рук, специальные прыжковые упражнения, упражнения на растяжку, выворотность, гибкость. Родители использовали видеокамеры, конспектировали, осваивали выполнение упражнений вместе с детьми. Такой опыт был очень интересен родителям, потому что они сами пробовали на себе многие вещи и по ходу тренировки , они задавали уточняющие вопросы. Дети с удовольствием демонстрировали в присутствие родителей э упражнения и элементы.
Все получили задание в летний период отдохнуть месяц, а затем с 1 июля начинать выполнение задания 3 раза в неделю, а потом по нарастающей, доводя к августу месяцу до ежедневного повтора комплекса.
Встретившись с детьми 2 сентября, я с радостью для себя отметила, что большинство родителей приложили усилия и ответственно подошли к подготовке детей в летний период. Дети выполняли указанный мною комплекс, и к августу месяцу, как мы и договаривались, делали его каждый день. Сейчас на тренировках я вижу, что по сравнению с прошлым учебным годом, дети находятся в гораздо лучшей спортивной форме, и вошли в сезон с уверенной спортивной формой, которую они поддержали.
С элементами дети справляются без особых усилий.У них не потерялась выносливость, они легче адаптировались к ледовым тренировках, показывают хорошую растяжку, не утратили чувства равновесия, у них хороший баланс тела, что важно при занятиях на льду. Эти дети отличаются от тех, кто не занимался в летний период. Юные спортсмены радостно отмечают для себя, что им все выполнять легче, увереннее, что они меньше утомляются, быстрее восстанавливаются.
Родители отмечают, что для них это был новый и интересный опыт, где они участвовали вместе с детьми в выполнении упражнений, и это их тоже подстегивало к обретению и своей спортивной формы. Эти занятия сплачивали семью, помогали разнообразить досуг, давали новую радость в общении. Они более глубокою познали детей, стали относиться к ним более внимательно, научились радоваться маленьким победам своих детей, поняли, что занятия спортом – это сложно, требует большого трудолюбия, волевых качеств.
Сейчас эти родители с большим вниманием и ответственностью относятся к тренировкам, которые начались в новом учебном году Контакты детей, родителей и тренера стали более заинтересованные, глубокие и полные.
Я считаю этот опыт очень удачным и результативным. Он не только оправдал мои ожидания, но и превзошел их в части взаимоотношений с родителями и воспитанниками. Я рекомендую педагогом дополнительного образования взять мой пример на заметку.
-
Хабарова Инна Михайловна
Хабарова Инна Михайловна, педагог дополнительного образования по черлидингу
Образование высшееПервая квалификационная категорияСтаж работы 16 лет -
Колесникова Т.Н
ИГРА, В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
(Методическое пособие)
Подготовила: методист
ГБОУ ДОД НАО «ДЮЦ «Лидер»
Колесникова Татьяна Николаевна
2013
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ИГРА: ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОЖИВАНИЯ СИТУАЦИИ И ОСВОЕНИЯ РОЛЕЙ
Игра, проводимая с воспитанником (-ками), становится воспитательным мероприятием, если в процессе ее проведения воспитатель использует конкретный метод воспитания, реализуемый в игровой деятельности для достижения поставленной воспитательной цели.
Существование 12 моделей воспитания и соответственно 12 методов воспитания, которые можно использовать при организации игровой деятельности воспитанников, позволяет выделить 12 видов проведения воспитательной игры (таблица 1).
Таблица 1. Виды игр
Имитационная игра
Совместная ролевая игра
Игра - стратегия
Увлекательно -назидательная игра
Игра -театрализация
Парк развлечений
Интеллектуально - поисковая игра
Деловая игра
Игра -головоломка
Игра – фантазия
Диалоговая игра
Игра – робинзонада
Прежде чем рассмотреть каждый вид воспитательной игры, предложим свой вариант технологии ее проведения как системы педагогических приемов, выстроенных в определенную последовательность действий, обеспечивающих полноту, целостность и воспитательную направленность организованной игровой ситуации. Упрощая определение, заметим, что, с нашей точки зрения можно выделить ряд обязательных этапов, превращающих просто игру в законченное воспитательное мероприятие.
Этап 1. «Вовлечение в игру» необходим для формирования интереса к игре. Он может включать следующие составляющие:
- создание привлекательного оформления пространства игры;
- вручение участникам игры игровых атрибутов: костюмов, масок, элементов формы, значков и т.д.
- Включение в игру посредством изложения сути игры, проведение рекламной акции, организация особого перехода из обычной жизни в пространство игры;
- Изложение цели игры на доступном для участников игры языке, постановка задания перед участниками;
- Ценностно-смысловой настрой на успешное участие в игре, доброжелательное напутствие, изложение полезных советов.
Этап 2. Игровая ситуация направлен на понимание условий и правил игры и формирование готовности действовать в заданных условиях. Он может включать следующие составляющие:
- Изложение предыстории, которая дает объяснение тому, как возникла игровая ситуация, откуда взялись основные игровые персонажи их особенности и предназначения.
- Изложение сюжета игры как определенной ситуации требующей соответствующего разрешения. В частности, сюжет игры может быть определен как преодоление возникших неприятностей (исчезновение мешка с подарками у Деда Мороза, появление злодея, несущего угрозу и т.д.).
- Изложение правил игры, выполнение которых позволит добиться успеха и не выйти за пределы игрового пространства. Участникам игры объясняется, как они будут награждены за соблюдение правил и как будут наказаны за их нарушение. Может быть продемонстрирован игровой персонаж, который будет следить за соблюдением игровых правил (к примеру, милиционер Дядя Степа).
Этап 3. Ролевое распределение направлен на осознание предлагаемого образа участника игры, его цели и особенности поведения, формирования у участников потребности в исполнении доставшейся (выбранной) роли. Он может включать следующие составляющие:
- Набор ролей, предлагаемых участникам игры. Среди этих ролей могут быть: социальные роли, литературно- сказочные персонажи, роли животных и растений, предметы окружающей жизни и даже несуществующие в жизни существа.
- Соотношение ролей друг с другом в пространстве игры. Среди возможных вариантов можно выделить: наличие у всех одной роли, 2-3 группы участников исполняющих определенные роли, у каждого своя роль, противостояние одного персонажа всем остальным играющим другую роль и т.д.
- Распределение ролей - педагогическое (роль дается на сопротивление) и режиссерское (роль дается с учетом имеющихся данных, для ее успешного исполнения) назначение, выбор, жребий.
Этап 4. Игровое действие направлен на формирование навыка деятельности в предлагаемых обстоятельствах. Он включать следующие составляющие:
- Участникам игры сразу или последовательно даются разнообразные игровые задания, требующие особого поведения и способа исполнения.
- Перед участниками игры последовательно возникают различные препятствия, требующие преодоления или изменения маршрута движения в игровом пространстве.
- Участникам игры, у которых возникают не преодолимые трудности и желания выйти из игры, предлагается помощь в различной форме со стороны организаторов игры или специальных игровых персонажей.
- В игре существует специальные игровые персонажи, которые играют специальные представители организаторов игры и которые стремятся вступить в общение с участниками игры по тому или иному поводу.
- В ходе игры, если она зашла в тупик и стала не интересной для ее участников, даются новые вводные, которые позволяют поднять интерес к игре у ее участников.
Этап 5. Финал игры направлен на организованный выход из игры, обеспечение сбора всех участников игры в одном месте для подведения ее итогов и формирование отношения участников игры к произошедшему действию. Он может включать следующие составляющие:
- Игра заканчивается по специальному сигналу, который дается организаторами игры (команда, звонок, ракета и т.д.).
- Общий сбор, на котором каждый участник игры имеет возможность проанализировать свое поведение в ходе игры.
- Выступление организаторов игры, в котором они анализируют поведение участников игры и благодарят их за участие в ходе игры.
- Организованное обсуждение событий игры ее участниками и организаторами.
Этап 6. Игровые впечатления направлен на осмысление особенностей поведения учащихся в игре. Он может включать следующие составляющие:
- Анкеты для участников игры.
- Групповые и индивидуальные советы организаторов игры ее участникам.
- Собеседование с участниками игры, чье поведение требует педагогического вмешательства и помощи.
- Видеозапись хода игры и ее разбор со всеми (отдельными) участниками игры.
Независимо от выбранного метода воспитания алгоритм проведения игры сохраняется, но каждый этап приобретает свою специфику за счет использования конкретных педагогических приемов и характера отношения воспитателя и воспитанников. Кратко рассмотрим каждый вид проведения игры.
1. ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод имитации.
Суть заключается, в том, что воспитатель организует игру, в которой имитируется жизненная ситуация, которую необходимо решить воспитанникам и выработать стандартный способ действий.
Данный метод систематизирует использование следующих педагогических приемов: социальной роли, анализ сложных жизненных ситуаций для воспитанников, правила игры, контроль за действиями участников, индивидуальные подсказки оценка.
Выбор названия обусловлен целенаправленным воздействием на освоение учащимися внешних норм и правил в процессе игры-подражания.
Подобные игры достаточно часто применяются к практике воспитателей и направлены, прежде всего, на освоение трудных, скучных, не привлекательных с детской точки зрения правил жизни. К примеру, наведение частоты и порядка после уроков и игровых занятий. Каждый воспитатель знает, что дети быстрее и лучше уберут за собой игрушки, если их «превратить» в роботы, убирающие территорию, уборочные машины и т.д. Каждый воспитатель, используя подобную игру, обращает внимание на свои приоритеты, что делает данную группу игр разнообразным. Поэтому, возможны и другие названия подобной группы игр:
- Нормативно – формирующие игры, т.к. в процессе подобных игр формируется готовность воспитанника выполнять те или иные нормы человеческого общежития.
- Игры с жесткими правилами, т.к. в процессе подобных игр воспитатель ставит четкие правила и следит за их выполнением, любой нарушитель правил удаляется из игры. Победителями игры становятся самые исполнительные, и подсознательно формируется привычка соблюдать правила.
- Дидактические, обучающие игры, т.к. воспитатель приучает в процессе игры действовать определенным способом и соблюдать соответствующий алгоритм действий. Особенно активно такие игры используются при обучении чтению, письму, мытью посуды, переходу дороги и т.д.
Самое сложное при организации подобных игр сделать их действительно играми, т.е. деятельностью интересной ребенку и выполняемой им с удовольствием. Существует удивительный парадокс заключающийся в том, что многие дети считают учебу или труд обязательными занятиями и терпят, даже если им не нравится. Зато, если им предложили поиграть, они часто отказываются, потому что считают, что играть надо только тогда и только то, что нравиться. В вязи с этим, очень часто от учителей и воспитателей начальных классов можно слышать: «мои дети уже слишком взрослые и не хотят играть, а хотят учиться и трудиться». Увы, речь идет лишь о том, что воспитанники не хотят играть в игры, предложенные воспитателем, потому, что они им не интересны, а обязательных для исполнения игр не бывает. Мастерство воспитателя заключается в том, чтобы предложить воспитанникам такую игру, которая бы увлекла их, но при этом решала бы поставленные воспитателем задачи.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на формирование устойчивого интереса воспитанника к участию в игровой деятельности. для этого воспитатель интересуется у воспитанников кем бы они хотели стать, чем они будут заниматься когда они станут взрослыми. Выслушав детские ответы и поблагодарив их за откровенность воспитатель предлагает воспитанникам выполнить его мечту. Эта мечта заключается в том, чтобы увидеть воспитанников в определенной роли. Например, космонавтов, начальников, помощников учителя. Излагая важность предлагаемой роли педагог формирует желания у воспитанников ее сыграть. Когда большинство воспитанников изъявляет желание, происходит переход на следующий этап.
Этап 2. Игровая ситуация позволяет конкретизировать игровые действия в рамках выбранной роли предлагаемая ситуация с одной стороны должна быть конкретной и понятной, а с другой стороны привлекательной. К примеру, воспитатель рассказывает жуткую историю о том, как борются космонавты с пылью, как она улетает от них в невесомости, прячется в самые неожиданные места, мешает дышать и говорить. Изложив ситуацию воспитатель предлагает ее преодолеть: «Представьте себе, что мы космонавты и в нашем классе – космическом корабле предстоит победить пыль». Готовность детей к разрешению предлагаемой ситуации предлагает перейти к следующему этапу.
Этап 3. Ролевое распределение дает возможность каждому воспитаннику взять на себя определенные игровые обязательства, которые ему может предложить воспитатель. К примеру, воспитатель с учетом желаний воспитанников помогает им определить объекты космического корабля, которые они буду избавлять от пыли. Фактически данный этап можно обозначить получение игрового задания. Он может завершиться тем, что каждый воспитанник проговорит свое задание: «я сейчас буду…».
Этап 4. Игровое действие направлен на организацию игрового действия, каждый воспитанник выполняет взятые на себя обязательства: убирает пыль, разучивает стихи, рисует картину и т.д. Воспитатель взяв на себя роль контролера внимательно следит за деятельностью воспитанников, в случае необходимости оказывая им посильную помощь или даже, в особых случаях исключая из игры. Этап завершается, когда большинство воспитанников справилось с взятыми на себя обязательствами.
Этап 5. Финал игры позволяет оценить действия воспитанников в рамках определенной роли. К примеру, воспитатель всем успешно выполнившим задание вручает знак «За чистоту космического корабля». Воспитанники анализируют, что было самым важным для них в ходе выполнения задания.
Этап 6. Игровые впечатления способствует осмыслению проведенной игры и ее влиянию на реальную жизнь воспитанников. Для этого воспитатель возвращает воспитанников к роли учеников, благодарит за интересную игру и выясняет, где кроме профессии космонавта может пригодиться умение убирать пыль и наводить частоту. Финальным аккордом данной игры будут слова воспитателя о важности чистоты в жизни и о том, что наводить чистоту и порядок тоже бывает интересно.
2. УВЛЕКАТЕЛЬН0-НАЗИДАТЕЛЬНАЯ ИГРА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод игрового заражения.
Суть заключается, в том, что воспитатель организует эмоциональную игровую ситуацию, воздействующую на развитие воспитанников.
Выбор названия обусловлен организацией игровой ситуации, которая воздействует на жизненные ценности и смыслы воспитанника, увлеченного игрой. «Сказка ложь да в ней намек» являются девизом подобной игры. Подобная игра бережно, тактично, культурно пробуждает в воспитаннике необходимые ценности. Возможны и другие названия подобной группы игр:
- Ценностно-ориентационные игры, т.к. основной задачей воспитателя в таких играх является приобщение воспитанника к определенным ценностям.
- Педагогически-заразительные игры, т.к., по сути, воспитатель эмоционально настраивает, «заражает» воспитанника особым отношением к жизни.
- Культурно-нравственные игры, т.к. воспитатель, используя игры как культурное средство, способствует формированию нравственных ценностей воспитанника, т.к. они составляют основу жизненной позиции любого человека.
Этап 1 «Вовлечение в игру» направлен на создание настроения на игру. Н.Е. Щуркова, чьи игровые методики очень точно вписываются в наше понимание увлекательно-назидательной игры, обозначает данный этап как пролог, направленный на разогрев группы для создания благоприятной атмосферы. В качестве способов осуществления пролога она выделяет:
- Обращение к детям, подчеркивающее уважительность педагога в адрес всех членов группы (дамы и господа, друзья, судари и сударыни, мои дорогие, уважаемые мыслители и т.д.).
- Появление заботы об устройстве всех детей для предстоящей духовной работы (всем ли удобно? Все ли хорошо расположились?).
- Персональный вопрос, направляемый поочередно каждому участнику занятий (как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме занятий?).
- Педагогическая мизансцена занятий, располагающая к общению и принятию каждого участника занятий как ценность (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение).
- Предварительный вопрос, направляющий внимание участников на какую то проблему жизни, - ту самую, что будет затронута в игровой коллизии.
Этап 2. Игровая ситуация позволяет погрузить воспитанников в игровой сюжет. Для этого воспитатель предлагает этот сюжет как определенную жизненную историю, сказку, притчу. Очень часто в подобных играх берется известная всем ситуация, к примеру, сюжеты русских народных сказок: «репка», «теремок», «курочка – ряба» и т.д. Изложение сюжета завершается определенной проблемой: не может дед вытянуть репку, плачут дед и баба, потому, что разбилось яичко, ни кто не способен рассмешить царевну – Несмеяну и т.д. Выбор сюжет определяется возрастом участников игры и главная задача, чтобы он был для них привлекательным.
Этап 3. Ролевое распределение способствует принятие воспитанником на себя определенной роли. Воспитатель тактично распределяет роли в данной игре, ориентируясь на способность воспитанников исполнить конкретную роль. В этом случае воспитатель ведет себя как режиссер пытающийся найти для каждой роли лучшего исполнителя. Особенность данной игры заключается в том, чтобы каждый взял на себя определенную роль. Поэтому всем, кому не достались ведущие роли, воспитатель предлагает более пассивные роли: внимательных и благодарных слушателей, хорошо умеющих аплодировать, все видящих наблюдателей, способных рассказать все, что они заметили, разумных подсказчиков, способных дать совет – подсказку основным участникам игры. В рамках одного игрового занятия может происходить смена ролей, особенно если проигрываемая ситуация кратковременна, а воспитателю хотелось бы увидеть и сравнить несколько вариантов поведения воспитанников.
Этап 4. Игровое действие является основным этапом игры и позволяет воспитанникам реализовать свою активность. Достаточно часто воспитатель использует для начала игры специально отработанную реплику. К примеру, «Внимание! Актеры приготовились! Игра начинается!» или «Раз! Два! Три! Зритель скорее на сцену смотри!». После этих слов начинает разыгрываться ситуация. К примеру, дед обращается за помощью ко всем игровым персонажам с просьбой помочь вытянуть репку, а с ним торгуется и соглашаются если дед, что - то пообещает. Или жители теремка тщательно выбирают, кого из приходящих гостей пустить в теремок. Происходящую игру завершает воспитатель в случае, когда все игровые персонажи выполнили свое задание, и получился определенный результат. Игра прекращается и в случае, если между актерами возник конфликт, который они не могут разрешить сами. Поблагодарив актеров за исполнение ролей, воспитатель в случае необходимости, осуществляет перераспределение ролей и предлагает сыграть эту же ситуацию, но по-своему. В зависимости от длительности игрового действия и степени активности воспитанников такое перераспределение может осуществляться от 3 до 5 раз.
Этап 5. Финал игры направлен на включение воспитанников в осмысление своих игровых действий. Данный этап может начаться с бурных и продолжительных аплодисментов, обращенных ко всем вышедшим на сцену. Затем идет разбор игрового поведения. Воспитатель с помощью наводящих вопросов выясняет, поведение каких персонажей понравилось детям больше всего. Глядя, на какого персонажа они никогда в жизни так себя не вести. Этап завершается выступлением воспитателя, который еще раз напоминает, как ведут себя культурные, образованные люди.
Этап 6. Игровые впечатления позволяет воспитанникам проанализировать свои актерские способности и возможности. На этом этапе воспитатель от разговора от нравственной ситуации переходит к разбору игровых действий. Для этого он делает акцент на том, что игра завершена и давайте поговорим о том, какие мы замечательные артисты и как мы сегодня играли. Здесь можно выделить два момента: оценка собственного действия (как я сегодня играл, и что у меня получилось) и оценка действий окружающих (чье исполнение ролей больше всего запомнилось). Завершая игру воспитатель благодарит воспитанников за проявленную активность и надеется, что в жизни они будут вести себя как положительные персонажи.
3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО- ПОИСКОВАЯ ИГРА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод игрового поиска.
Суть заключается, в том, что воспитатель создает игровую ситуацию, в которой участники вынуждены искать определенный предмет.
Выбор названия обусловлен использованием игры как средства воздействия на развитие воспитанников в процессе познания. Игра направлена на формирование мотивации к учебной деятельности. Возможны и другие названия подобной группы игр:
- Развивающие игры, т.к. подобные игры направлены на развитие способностей и возможностей воспитанников.
- Проблемные игры, т.к. в ходе этих игр воспитанники ищут правильное решение той или иной проблемы.
- Игры – лабиринты, т.к. в ходе подобной игры воспитанники ищут выход из лабиринта, созданного воспитателем.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на активное включение воспитанников в игру. Одним из приемов такого включения может быть просьба о помощи, когда воспитатель от имени игрового персонажа, обращается за помощью к участникам игры. Возможны несколько вариантов проблем, с которыми обращается к воспитанникам игровой персонаж:
- Поставлены задачи, которые он не может решить.
- Потерял определенную вещь, которую нужно найти.
- Заблудился и просит помочь найти правильный путь.
Подобные игры успешнее всего организуются в пространств, где можно свободно передвигаться. При проведении подобной игры в классе возникает опасность превращения ее в беседу с использованием игровых приемов. В ходе игры могут решаться следующие воспитательные задачи:
- Развитие интеллектуальных способностей воспитанников.
- Формирование потребности в активной жизнедеятельности.
- Реализация потребности в любознательности.
Достаточно часто подобные игры используются в учебной деятельности.
Этап 2. Игровая ситуация направлен на предъявление воспитанникам ситуации, которая нуждается в разрешении. В частности, это может быть ситуация не знания, когда излагается ситуация требующая разрешения и определяется знания необходимые для достижения успеха. Например, Незнайке требуется совершить покупку, а он не знает, как считать деньги.
Этап 3. Ролевое распределение направлен на выбор воспитанником возможных игровых действий. Для этого всем участникам игры дается роль Знаек, которые чтобы помочь Незнайке должны добыть необходимые знания.
Этап 4. Игровое действие позволяет воспитанникам осуществить запланированные игровые действия. Участникам игры предлагается игровые задания (прочитать, узнать, спросить и т.д.), направленные на получение необходимых знаний.
Этап 5. Финал игры направлен на совместное решение имеющейся проблемы. Участники игры делятся полученной информацией с незнайкой, и он успешно решает свою задачу. Например, совершает покупку.
Этап 6. Игровые впечатления позволяет проанализировать и оценить поведение воспитанников в процессе игры. Незнайка благодарит за помощь, а воспитатель оценивает действия участников игры и при необходимости выставляет конкретные оценки.
4. ИГРА – ФАНТАЗИЯ есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод игрового фантазирования.
Выбор названия обусловлен тем фактом, что основное занятие в воспитанников в подобной игре фантазирование на различные темы. В процессе фантазирования раскрывается внутренний мир воспитанника, происходит развитие его индивидуальности. Возможны и другие названия подобной группы игр:
- Игры-откровения, т.к. в процессе игры воспитанники выдают свои потайные скрытые желания и стремления.
- Творческие игры, т.к. подобные игры направлены на развитие творческих способностей воспитанников.
- Игры на самораскрытие, т.к. подобной игре раскрывается самость ребенка, проявляясь в его желаниях, стремлениях, проблемах.
Данный вид игры способствует решению следующих воспитательных задач:
- Формирование собственного взгляда на мир.
- Развитие способностей и возможностей ребенка.
- Реализация творческого потенциала воспитанника.
Воспитание самостоятельности и уникальности воспитанников.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на формирование мотивации учащихся на активное игровое творчество. Для этого создается особая доброжелательная игровая атмосфера, которая позволяет человеку высказывать свои мысли и желания. Особое внимание уделяется такому явлению как человеческая фантазия. Воспитатель отметив важность фантазии предлагает проявить ее в ходе игры.
Этап 2. Игровая ситуация представляет собой возможность для свободного творчества воспитанников. Выделим два вида игровой ситуации. Первый вид игровой ситуации связан с предъявлением особого жизненного явления, которое может реализовывать желания воспитанников. К примеру, «волшебная палочка», «цветик – семицветик», «золотая рыбка» и т.д. Второй вид игровой ситуации связан с волшебным превращением. К примеру, все воспитанники превратились в лес, где каждый представляет собой особое растение.
Этап 3. Ролевое распределение направлен на свободный выбор роли или изъявление соответствующего желания. Воспитанники выбирают себе конкретную роль определяя в кого они превратились. В этом случае, происходит представление воспитанников в рамках новой роли.
Этап 4. Игровое действие позволяет каждому воспитаннику проявить себя. Для этого воспитатель предлагает различные ситуации требующие решения, к примеру, изобрази свои действия, когда пойдет дождь, будет сильный ветер, станет жарко и т.д. Для того, чтобы игра не затягивалась на выполнение задания воспитаннику предлагается 20 -30 секунд.
Этап 5. Финал игры способствует анализу и оценки проявленного творчества. Воспитатель высказывает свое мнение об действиях воспитанников и предлагает каждому из них высказать свое отношение к происходящему.
Этап 6. Игровые впечатления позволяет подвести итоги игры и выявить отношение воспитанников к своим действиям. Для этого воспитатель предлагает воспитанникам стать самими собой и обсудить свои действия.
5. СОВМЕСТНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод организации игрового единения.
Суть заключается, в том, что воспитатель вместе с воспитанниками, выполняют общее игровое задание. Выбор названия обусловлен организацией совместных игровых действий в пространстве игры. Основная идея связана с тем, что в условиях игры, когда человек берет на себя ту или иную роль он меняется и соответственно может измениться отношение к нему со стороны других воспитанников. Необходимость в подобной игре возникает при наличии серьезных конфликтов и разногласий среди воспитанников. Если совместные разговоры – обсуждения не приводят к успеху, то приходится использовать подобную игру. Кроме того, подобные игры способствуют быстрому знакомству и организации взаимодействия. Поэтому их эффективно применять в условиях, когда участники игры плохо знают друг друга.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на организацию групп по 5- 7 человек, каждая из которых получает свою роль и в соответствии с ней придумывает название. К примеру, проводится межпланетная конференция по проблемам взаимопонимания, каждая группа представляет собой делегацию с одной планеты, задание за минуту придумать ее название.
Этап 2. Игровая ситуация создается через выдачу группам игровых заданий, на выполнение которого дается 5- 10 минут. К примеру, представить планету, с которой прилетели.
Этап 3. Ролевое распределение направлен на «коллективное распределение ролей». В каждой группе идет работа по выполнению задания, на основе распределения ролей между его членами.
Этап 4. Игровое действие позволяет каждой группе показать свое подготовленное задание.
Этап 5. Финал игры направлен на принятие общего игрового решения.
Этап 6. Игровые впечатления способствует анализу игры, как внутри группы, так и на общем сборе всех участников.
6. ИГРА-ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике культуросообразного воспитаниятигнуто, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод театральной игры.
Суть заключается, в том, что воспитатель вместе с воспитанниками, проживают различные жизненные ситуации.
Театральная деятельность является эффективным средством воспитания и развития ребенка, поэтому достаточно часто используется в педагогической деятельности. в рамках данной игры театрализация рассматривается как совместное взаимодействие, направленное на создание определенного спектакля (театрального действия).
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на проявление потребности у воспитанников в создании спектакля. Воспитатель приводит различные доводы и уверяет, что совместное создание спектакля позволит им преодолеть существующие проблемы. К примеру, подружиться, научиться понимать друг друга с полуслова, преодолеть существующие конфликты и т.д. Этап заканчивается принятием совместного решения о подготовке и выпуске спектакля.
Этап 2. Игровая ситуация направлен на поиск или создание сценария (пьесы) по которой будет создан спектакль. В режиме групповой работы идет поиск или создание текста будущего сценария спектакля. Эта работа может длиться достаточно продолжительное время, т.к. разработка сценария является важным воспитательным средством. Возможен и другой вариант, когда группе за очень короткое время (2-3 минуты) предлагается придумать название будущего спектакля. Этап завершается утверждением сценария или утверждением названий будущих спектаклей.
Этап 3. Ролевое распределение позволяет перейти к непосредственному созданию спектакля. Наиболее распространенный вариант, когда воспитанники получив название спектакля готовят этот спектакль в течении 30- 40 минут. В случае, если готовиться длительный и качественный спектакль происходит совместное распределение ролей и организуется система репетиций. В отличии от обычного создания спектакля все вопросы решаются не властью режиссера, а совместным согласованием действий.
Этап 4. Игровое действие позволяет продемонстрировать подготовленный спектакль (спектакли). Если возникает необходимость, на просмотр спектакля приглашается зрители. Каждая группа показывает свой мини спектакль, направленный на решение заданной ситуации.
Этап 5. Финал игры позволяет устроить обсуждение просмотренных спектаклей среди зрителей.
Этап 6. Игровые впечатления позволяет завершить игру обсуждением воспитанников своей игры на театральной сцене.
7.ДЕЛОВАЯ ИГРА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод игрового моделирования.
Суть заключается, в том, что воспитатель вместе с воспитанниками пытается проиграть сложную жизненную ситуацию, требующую нестандартного решения.
Выбор названия обусловлен тем, что существующее в педагогике понятие деловой игры отвечает нашему пониманию деловой игры как совместного создания определенного продукта в особых условиях.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на объяснение условий в которых будет проводиться деловая игра. Воспитатель предъявляет проблему, которая требует разрешения в процессе совместных усилий. Когда большинство воспитанников готовы к совместной работе, происходит переход на следующий этап.
Этап 2. Игровая ситуация способствует пониманию воспитанниками ситуации требующей разрешения. Воспитатель рассказывает особенности данной ситуации и приводит причины требующие ее разрешения.
Этап 3. Ролевое распределение позволяет организовать игровые структуры. Для успешного проведения деловой игры нужны рабочие группы. Каждой группе может быть дана определенная роль, связанная со спецификой их деятельности: генератора идеи, критики, создателя плана, группа реализации и т.д.
Этап 4. Игровое действие направлен на организацию групповой работы. Каждая группа выполняет взятые на себя задания, а затем эти задания обсуждаются на общем сборе и снова дорабатываются в процессе групповой работы.
Этап 5. Финал игры позволяет каждой группе показать итоговую продукцию и объединить созданное единое целое.
Этап 6. Игровые впечатления способствует анализу хода игры по ее завершению.
8. ДИАЛОГОВАЯ ИГРА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод игрового творческого диалога.
Суть заключается, в том, что воспитатель вместе с воспитанниками проживает игровую ситуацию, в которой существует конфликт между различными ее участниками. Выбор названия обусловлен организацией диалогового взаимодействия воспитанников.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на мотивацию воспитанников на индивидуальное творчество и взаимодействие друг с другом. Главная идея, которую пропагандирует воспитатель заключается в необходимости понимать друг друга несмотря на нашу непохожесть и уникальность.
Этап 2. Игровая ситуация способствует индивидуальному творчеству воспитанников. Воспитанники в процессе индивидуальной работы разрабатывают определенный творческий продукт.
Этап 3. Ролевое распределение способствует выявлению ролей, которые будут исполнять воспитанники в процессе игры. Всего предлагается 2 роли: автора и критика. Каждый автор имеет право выбирать себе критиков и показывать им свое произведение. Каждый критик в свою сторону имеет право отказаться или дать критические, но доброжелательные замечания. Каждый участник игры по регламенту исполняет роль, то автора, то критика.
Этап 4. Игровое действие позволяет включить всех воспитанников в единое пространство игры. Задача воспитателя помогать разрешать возникающие конфликты.
Этап 5. Финал игры позволяет каждому автору познакомить всех с полученными критическими замечаниями.
Этап 6. Игровые впечатления способствует рефлексии каждым воспитанником своих действий в ходе игры.
9. ИГРА- СТРАТЕГИЯ есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод выбора игровой стратегии.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на рекламу игры и формирование желания воспитанников успешно пройти игровое поле.
Этап 2. Игровая ситуация способствует развитию способности к выбору и созданию собственной стратегии игры. Суть игровой ситуации заключается в том, что воспитаннику предлагается набрать определенное число игровых баллов, посещая различные игровые точки. На каждой из них он может набрать не более 2 баллов. Всего ему нужно набрать, к примеру, 7 баллов, а в поле игры существует 8 игровых точек. Это порождает возможность выбора.
Этап 3. Ролевое распределение позволяет каждому воспитаннику определиться со своей ролью во время игры и представить себя остальным участникам игры.
Этап 4. Игровое действие позволяет каждому участнику игры реализовать свой задуманный план и набрать нужное количество баллов. Задача воспитателя помогать тем, кто выпадает из игры.
Этап 5. Финал игры способствует организованному завершению игры, общим сбором на котором каждый хвастается количеством заработанных баллов.
Этап 6. Игровые впечатления способствует оценки воспитанников своих сил и возможностей.
10. ИГРА - ПАРК РАЗВЛЕЧЕНИЙ есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике адаптивно-нормативного воспитания, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод выбора способа эмоционального насыщения в игровой деятельности.
Выбор названия обусловлен созданием условий для творческой самореализации каждого воспитанника в пространстве игры.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на создание игрового пространства. Командой организаторов создается игровое пространство состоящее из 7-10 мест, в которых проводятся разнообразные творческие игры.
Этап 2. Игровая ситуация способствует изучению пространства игры. Воспитанники знакомятся с содержанием и особенностями игры в каждом игровом месте.
Этап 3. Ролевое распределение позволяет сориентироваться в пространстве игры и выбрать свой маршрут развлечения. Воспитанники составляют свой маршрут продвижения по пространству игры.
Этап 4. Игровое действие направлен на организацию развлечения по выбору. Воспитанники участвуют в играх в соответствии с выбранным маршрутом.
Этап 5. Финал игры способствует организованному завершению игры.
Этап 6. Игровые впечатления направлен на самооценку воспитанников и демонстрацию своих чувств и эмоций.
11. ИГРА-ГОЛОВОЛОМКА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике педагогики рефлексии, представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод самостоятельного решения трудной задачи в процессе игры.
Суть заключается, в том, что воспитатель создает условия для самостоятельного решения ребенком игровой ситуации через поиск правильного решения. Выбор названия определила мысль о том, что развивается человек лишь в процессе постоянного решения трудных задач.
Этап 1. «Вовлечение в игру» направлен на выбор игрового задания. Воспитатель задает игровую ситуацию, требующую индивидуального выбора в поиске решений. Например, воспитатель демонстрирует набор игр-головоломок, кроссвордов, шахматных, математических, логических задач, из которых для решения можно выбрать любую задачу. Возможен вариант предъявления задач на компьютере.
Этап 2. Игровая ситуация направлен на решение выбранных задач – головоломок..
Этап 3. Ролевое распределение направлен на выбор тех, кто готов поделиться секретами решения головоломки и тех, кто хотел бы научиться решать конкретную головоломку.
Этап 4. Игровое действие направлен на взаимодействие и взаимообучение. При необходимости можно обращаться за помощью к воспитателю. Решение каждой головоломки дает воспитаннику определенное звание. К примеру, мастер решения кроссвордов, специалист по кубику Рубика и т.д.
Этап 5. Финал игры позволяет организованно завершить игру и показать воспитанникам свои успехи. Особая комиссия может отметить оригинальные и нестандартные решения.
Этап 6. Игровые впечатления направлен на самоанализ и самооценку воспитанниками своих действий во время игры.
12. ИГРА – РОБИНЗОНАДА есть особый вид проведения воспитательного мероприятия, осуществляемый в логике педагогики «Я», представляющий собой ситуацию игровой деятельности, в которой реализуется особый метод воспитания – метод свободы действий в ситуации неопределенности.
Предоставить ребенку полную свободу страшно и опасно. Поэтому подобные игры приводятся не так часто. С другой стороны подобная игровая ситуация возникает, когда ребенок остается один или предоставлен сам себе.
Этап 1 Вовлечение в игру способствует включение воспитанников в реализации своей свободы.
Этап 2. Игровая ситуация направлен на объяснение того факта, что воспитанники должны выжить в предложенных жизненных обстоятельствах.
Этап 3. Ролевое распределение направлен на выбор каждым воспитанником несколько предметов в дорогу.
Этап 4. Игровое действие представляет собой выполнение заданий и создание плана действий по выживанию на необитаемом острове.
Этап 5. Финал игры способствует демонстрации воспитанниками достигнутых результатов.
Этап 6. Игровые впечатления направлен на самооценку воспитанников своих действий в условиях полной свободы и самостоятельности.
-
Программа турнира "Ритмы арктики"
Читать далее -
Кисляков Н. В.
Влияние тренировочных занятий теннисом на развитие физических качеств
у детей и подростков занимающихся спортивной подготовкой в ДЮСШ «Старт».На базе детско-юношеской спортивной школы «Старт» детские группы для занятий теннисом сформировались и начали работу с ноября 2000 года. Занятия проводятся согласно программе спортивной подготовки детско-юношеской спортивной школы «Старт» по теннису, утверждённой директором школы. Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, нормативными документами Министерства образования РФ и Минспорта РФ.
Многолетняя подготовка теннисиста – длительный процесс, во время которого происходит становление спортсмена от новичка до теннисиста высокого класса. Весь период подготовки составляет не менее 8 - 10 лет и включает в себя этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования.
Учебно-тренировочный процесс предусматривает постепенное повышение учебно-тренировочных и соревновательных нагрузок, решающих задачи, связанные с укреплением здоровья занимающихся, развитие специальных физических качеств, освоением сложных технических действий, привития любви к спортивному состязанию и повышения интереса к занятиям теннисом.
Программа включает в себя разделы, освещающие теоретическую, физическую, техническую, тактическую, психологическую и соревновательную деятельность, а также средства и методы подготовки, систему контроля нормативов и качества выполнения игровых упражнений.
Формы учебно-тренировочного процесса проявляются в групповых и индивидуальных занятиях, теоретической подготовке, медицинском контроле, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях, инструкторской и судейской практике.
В ДЮСШ «Старт» каждый учебный год занимающиеся в группах тенниса (спортивно-оздоровительные, начальной подготовки и тренировочного этапа группы) сдают тесты по общефизической, специальной физической подготовке, технической в сентябре, январе и мае, июне.
Заметен рост результатов в оснащении техническими приёмами и ведением игры по заданным параметрам.
В данной работе проанализирована динамика роста физических качеств семи занимающихся в тренировочных группах в трех годичном периоде(2010-2011-2012 гг) двух возрастных группах – до 12 лет и старше 12 лет и обеих полов (юноши и девушки).
Тестировались физические качества:
скорость – бег на 20 метров (максимально быстро пробежать);
частота движений – максимальное количество прыжков на скакалке одновременным толчком двумя ногами за 60 секунд, максимально быстрое передвижение пятью различными способами на тренировочной лестнице (14 квадратов);
быстрота реакции на движущийся объект и частично быстрота одиночного движения – ловля гимнастической палки с нанесенным на неё градацией с шагом 5 мм;
скоростно-силовые качества – метание набивного мяча весом 1кг движением подачи, прыжок вверх с места толчком двух ног, прыжок в длину с места толчком двух ног и тройной прыжок с места толчком двух ног, максимально быстро выполнить 6 полных поворотов плеч с гимнастической палкой на плечах, ноги на ширине плеч;
сила – сгибание и разгибание рук в положении упора лёжа, сила кисти рук, подъём туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты под 90 градусов, стопы ног на полу, руки за головой;
выносливость – пробежать максимальною дистанцию за 6 минут;
алактатно-анаэробная выносливость – «челнок» максимально быстро пробежать шесть раз восьми метровый отрезок (6Х8 метров) по направлению вправо-влево попеременно вдоль задней линии корта;
способность выполнение лактатно-анаэробной работа - 3-кратный «веер» максимально быстро трёхкратно пробежать поочерёдно пять четырёх метровых отрезков.
Участники на период начало тестирования и по настоящее время имели и имеют разную степень тренированности, различную теннисную подготовку и продолжительность занятий теннисом. Все тестируемые ежегодно принимали и принимают участие в муниципальных и региональных соревнованиях по теннису. Сильнейшие участвуют в соревнованиях РТТ (НП «Российский теннисный тур»).
Рассмотрим таблицу.
(рост показателей развития физических качеств участников в % соотношении 2010 г к 2012 г)
Таблица 1.
Физические качества
участники
А.Б.
А.П.
А.Я.
К.У.
И.У.
Н.Б.
К.Ж.
Скорость
13,2
13
11,3
19
8,0
8,5
8,1
Частота движений
7,94
62,23
23,3
147,6
13,5
12,6
34,8
Скоростно-силовые
47,3
30,9
20,15
35,6
21,6
21,86
16,6
Сила
143
30
22,2
108
52
60
67
Алактатно-анаэробная
10,2
21,7
12,1
15,4
17,5
17,29
5
Лактатно-анаэробная
16,8
4,45
5,28
9,54
9,7
9,87
20
Выносливость
27,2
7,6
33,0
21,4
25
0
3
Реакция
18,0
100
85
85,3
50
75
50
Из представленных в таблице данных видно, что различные физические качества имеют разную динамику развития у учащихся. Это связано как с возрастными характеристиками (сенситивный период) того или иного качества, так и с продолжительностью (опытом) спортивной подготовки.
В данной таблице не отражено отношение учащихся к тренировочному процессу, но как тренер этих спортсменов заверяю, что лучшую динамику развития показывают занимающиеся, за которыми не числятся пропуски тренировок.
Во второй таблице приведены данные развития качеств (максимальный и минимальный рост и усреднённые значения по показателям всех тестируемых, а также с градацией возрастных групп).
Таблица 2
Физические качества
min
max
средн.
до 12 лет
12 лет +
Скорость
8 %
19 %
11,5 %
14,125 %
8,16 %
Частота движений
7,94 %
147 %
77,47 %
60,26 %
20,30 %
Скоростно-силовые
16,6 %
47,3 %
27,7 %
33,49 %
20,02 %
Сила
22,2 %
143 %
68,8 %
75,8 %
59,6 %
Алактатно-анаэробная
5 %
21,7 %
14,17 %
14,85 %
13,26 %
Лактатно-анаэробная
4,45 %
16,8 %
10,8 %
9,01 %
13,26 %
Выносливость
3 %
33 %
16,74 %
22,30 %
28 %
Реакция
18 %
100 %
66,18 %
72,02 %
58,3 %
Из данных второй таблицы можно сделать (подтвердить) вывод о гетерохромном развитии разных физических качеств у детей и подростков.
Активно растут показатели у занимающихся в возрасте до 12 лет связанных со скоростными качествами во всех её проявлениях (скорость, частота движений, реакция одиночного движения и на движущийся объект). В группах старше 12 лет заметен прирост силы (абсолютных силовых способностей).
Вывод. Влияние тренировочных занятий на физическое развитие детей трудно переоценить. В зависимости от времени занятий (опыта), индивидуальных качеств (предрасположенности), возраста занимающихся и методического обеспечения тренировочного процесса текущие результаты могут разниться в разы и даже на порядок. При систематических занятиях (работой над качествами), как правило, происходит постоянный рост результатов, заметный даже в периодизации одного-двух мезоциклов.
Тренировка физических качеств даёт больший эффект при учёте сенситивных периодов для того или иного физического качества и функциональных способностей организма.
Тренер-преподаватель по теннису
МБОУДОД ДЮСШ «Старт»
Кисляков Н. В.
-
Хоккей
Скачать презентацию можно по указанной ссылке: Скачать
-
Методический архив
Методические материалы педагогов
2. Игра, в процессе воспитания(методическое пособие) (Колесникова Т.Н ДЮЦ "Лидер")
4. Ведение спортивных дневников как метод самоанализа юных фигуристов( Будылина О.А. Ледовый дворец спорта "ТРУД")
6. Третий урок физкультуры на ледовой арене (Дзюба Э.В., Кривова О.З. Ледовый дворец спорта "ТРУД")
10. Спортивная составляющая в спортивных бальных танцах (Ткачук В.О. Ледовый дворец спорта "ТРУД")
13. Работа с родителями юнных хоккеистов (Дзюба Э.В., Кривова О.З. Ледовый дворец спорта "ТРУД")
15. Методика развития экстремальной мышечной гипертрофии (Панарин В.В, ДЮЦ "Лидер")
16. Применение подвижных игр при начальном обучении плаванию(Гербова Е.Ю, Дворец спорта "НОРД")
19. Игровые упражнения для волейбола (Чупров Ю.И.МБОУДОД ДЮСШ «Старт»)
21. Силовые нагрузки для женщин (Мартынов В.А., ГБОУ ДОД НАО "Дворец спорта"НОРД")
23. О пользе занятий плаванием (Соколова А.В., ГБОУ ДОД НАО "Дворец спорта "НОРД" )
24. Конспект урока по физической культуре (Осичева Я.П., ГБУ ДО НАО "Ледовый дворец спорта"Труд")
25. Перспективы развития пауэрлифтинга (Филиппов Ф.В., ГБУ ДО НАО "Ледовый дворец спорта"Труд")
28. "Северное многоборье" (Коткин А.И., ГБУ ДО НАО "Дворец спорта "НОРД")